Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7950714
Конспект урока по русскому языку по теме: Систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие». 7 класс.
Содержание - Русский язык и литература
15.12.2021 10:56

Мицура Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Усть-Шоношская СШ № 16" пос. Усть-Шоноша, Вельского района Архангельской области. 
Цель: - систематизировать и обобщить знания по теме «Причастие».


Конспект урока по русскому языку по теме: 

Систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие».

7 класс.

 

Тема: Систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие». 

Цель: - систематизировать и обобщить знания по теме «Причастие». 

Задачи:

- закрепить навыки правописания и употребления причастий;

- формировать навыки постановки запятой при причастном обороте;

- развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к русскому языку.

 

«Они служат к сокращению человеческого слова,

заключая в себе имени и глагола силу»

М.В.Ломоносов.

 ХОД   УРОКА. 

1.Начало урока.

- На свете очень много разных музеев. А как вы считаете, с какой целью посещают музеи? (увидеть, узнать, запомнить).

- И у нас с вами тоже будет свой музей-музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея и будем работать в одном из его залов. А в каком зале мы будем работать, вы должны догадаться сами, обратившись к эпиграфу нашего урока, к словам М.В.Ломоносова.

- И так, мы будем работать в зале «Причастие»

Запись числа и темы урока в тетрадь (и на доске дописать тему)

- Прием «Ставим цель»

 

Задание: отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока; цель нашей работы в музее. 

Цель: систематизировать и обобщить знания ... 

Задачи: закрепить навыки ...

                 формировать навыки ...

                 развивать ...

                 воспитывать ...

- Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий. 

II. Повторение и закрепление.

Пока один «экскурсовод у доски отбирает карточки с морфологическими признаками причастия, мы с вами проведем выборочный диктант. 

1).Задание «экскурсоводу» у доски на карточке.

Выбери из данных категорий морфологические признаки причастия и расскажи о причастии как о части речи. Признаки, каких частей речи причастие объединяет в себе. (Вид, число, время, склонение, спряжение, род, предмет, признак, падеж, переходность). 

2).Задание классу:

Из диктуемых примеров выписать в тетрадь словосочетания «причастие + существительное»

Шумный поток, вспаханное поле, четвертый этаж, поющие птицы, золотое кольцо, другой человек, летящая птица, белый снег, белеющий цветок, купающиеся дети, седой старик, видимый след, опущенный занавес. 

Проверка:

Как можно доказать, что записанные вами словосочетания включают причастия? 

1.Экспозиция «Причастие как часть речи».

1.Коллективная проверка работы «экскурсовода»

- Мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей, поэтому повторим основные признаки причастия. Почему причастие называется особой формой глагола?

Как объясните слова В.И.Даля: «Части речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».

Назови признаки глагола и прилагательного. (2 карточки глагол и прилагательное прикрепляется с помощью магнитов к доске и под ними прикрепляются их признаки).

  

Причастие

 

глагол                                                                                             прилагательное

(что делающий?)                                                                                 (какой?)

(что сделавший?)                                                                                     РОД

ВРЕМЯ (изменяется)                                                                              ЧИСЛО

ВИД     (имеет)                                                                                         ПАДЕЖ

                                                            

Какие признаки постоянные у причастия?

Какую синтаксическую роль выполняет причастие?

Синонимичны ли высказывания В.И.Даля и М.В.Ломоносова?

 

2.ЭКСПОЗИЦИЯ «Действительные и страдательные причастия».

В вашем следующем зале будут представлены действительные и страдательные причастия. И пока следующие «экскурсоводы» готовят рассказ о своих экспозициях, вы должны выполнить следующее задание.

 

Задание классу: На столе карточки. Вы должны с помощью карандаша вставить пропущенную букву, объяснив графически их выбор.

     Чернеющ... му лесу, шумящ... м потоком, о лью ...мся дожде, задымивш ...ся речку, устремляющ ...ся потока, закрасневш...ся зари, колеблющ ...мся ветерком.

Задание «экскурсоводам»: На доске начерчены таблицы. Завершите работу в таблицах, записав суффиксы, при помощи которых образуются причастия. Какие признаки глагола «работают» при образовании причастий?

 

Действительные

 

Страдательные

Настоящее

время

Прошедшее

время

Настоящее время

Прошедшее время

Суффиксы

 

 

 

 

 

 

 

 

Суффиксы

 

 

Примеры

 

 

Примеры

 

 

  

Рассказ экскурсоводов о действительных и страдательных причастиях.

Задание классу: Образуйте все возможные формы причастий от глаголов: видеть, смеяться, наступить.

У посетителей музея могут быть вопросы об употреблении причастий в речи. Что вы можете рассказать об этом? Но прежде чем вы будете говорить о роли причастий в речи, выполните следующее задание на карточках, которые перед вами.                                                                

Задание: расставить знаки препинания, графически обозначить случаи постановки запятой и пропущенных орфограмм. Определите основную мысль этого небольшого стихотворения.

                       Дерево шелест ... щее тысячами ветвей

                       Корни уходящие в самую глубь полей

                       Лист звенящий и та ... щий в тишине веков

                     Цветок благоуха ... щий сотнями лепестков

                     Чудо великое – русский язык.

                                                                  (Молдавский поэт В.Краско)

 

Какие образы создает автор? Какой вывод о роли причастий в речи можно сделать? (Речь более красочная, изящная, лаконичная, гибкая. Причастия обогащают нашу речь).

- Попутно повторяются сведения о причастном обороте. А.С.Пушкин писал: «Причастия ... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метет-заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

- Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность.

     «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» А.С.Пушкин.

 

3.ЭКСПОЗИЦИЯ. Работа по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

(Можно дать справку о художнике, если позволит время).

А теперь посмотрим, как вы умеете применять причастия в своей речи. Как можно озаглавить картину? (Название первоначально закрыто). 

Задание: Составить и записать словосочетания по картине с причастиями и причастными оборотами. 

Задание на слайде:

Из данного отрывка из произведения И. Соколова – Микитова выпишите причастия с определяемыми словами; определите вид причастия, выполните морфологический разбор 1-2 причастий.

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с далекого юга на север, стала кружить над разливом, я видел освещенные зарею розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса ...                                                                  

Еще никогда не видел такой чудесной, почти сказочной картины ... Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки.

Проверка по слайду. 

Не виданным мною зрелищем (стр.)

Возвращавшихся лебедей         (дейст.)

Освещенные крылья                    (стр.)

Распахнутые   крылья                   (стр.)

Вытянутые     шеи                           (стр.)

Напоминавшим зрелищем       (дейст.) 

- Но безумно употреблять причастия нельзя. В нашем музее есть и примеры неправильного употребления причастий, - наверное, скоро они действительно станут только музейными экспонатами. Есть и письма с просьбами помочь исправить ошибки в употреблении причастий. 

Слайд с предложениями. 

1). «Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками»

2). «На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома»

3). «Росшие незабудки у ручья уже зацвели».

4). «Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне». 

Проверка по слайду.

1). «Он не замечал ни лесов, ни озер, заросших кувшинками».

2). «На деревьях, растущих около дома, распустились первые листочки».

3). «Незабудки, росшие у ручья, уже зацвели» или «Росшие у ручья незабудки уже зацвели».

4). «Почки, появившиеся на деревьях, уже зацвели». 

Два человека работают у доски в это время с карточками

1 карточка.

Задание: Исправь ошибки в употреблении причастий, расставь знаки препинания.

1.Издалека были видны плывущие бревна по воде.

2.Созданный роман молодым автором вызвал оживленные споры.

3.В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.                                                              

2 карточка.

Задание: переделать сложные предложения в простые, заменив вторую часть предложения причастным оборотом. Записать сразу готовые предложения, графически обозначив причастный оборот.

1).Мы вошли в лес, который был освещен лучами солнца.

2).Мы часто останавливались, так как были поражены яркой красотой леса.

3).Тучи походили на волны, которые ринулись на землю кудрявыми седыми хребтами. 

Проверка заданий: При проверке данных заданий повторяются сведения о причастном обороте, объясняются орфограммы.

 

4 ЭКСПОЗИЦИЯ «Краткие и полные причастия»

- Следующая экспозиция «Краткие и полные причастия». Применяем метод «Светофор» и проверяем ваши знания, то есть при правильном ответе – красная карточка, при неверном – зеленая карточка.

Чтение утверждений:

1.И действительные и страдательные причастия имеют полную и краткую форму.

2.Только страдательные причастия имеют краткую форму.

3.Краткие страдательные причастия изменяются по числам.

4.Краткие страдательные причастия в единственном числе изменяются по родам.

5.Краткие причастия изменяются по падежам.

6.В полных страдательных причастиях в суффиксах НН, ЕНН, (енн) пишется два «н»

7.В кратких причастиях пишутся те же суффиксы.

8.В кратких причастиях в суффиксах пишется одно Н.

9.Краткие причастия не изменяются по падежам.

 

5 ЭКСПОЗИЦИЯ «Правописание причастий».

- Следующая экспозиция музея «Правописание причастий».

- Назовите орфограммы, изученные в разделе «Причастие».

- Следующая экспозиция музея «Правописание причастий».

- Назовите орфограммы, изученные в разделе «Причастие».

( н и нн в причастиях

не с причастиями)

Вспоминаются орфограммы о правописании Н и НН, о правописании НЕ с причастиями.

1).Работа с перфокартой

(вставить Н или НН вместо пропусков в суффиксах))

2). Упражнение 135 (стр.66) или задание на карточке.

                                                            

(Не) замеченная ошибка                           I вариант – выписать сочетание слов, в

(Не) проверяемые ударением гласные                     которых НЕ пишется слитно;

(Не) продуманный ответ

Решение (не) продумано                         II вариант – словосочетания, в которых

(Не) законченное сочинение                                           НЕ пишется раздельно.

Работа (не) закончена

Еще (не) прочитанная книга

Еще (не) обжитый край

(Не) обозримая равнина

(Ни) кем (не) нарушается тишина

(Не) устрашимый боец

(Не) пролазная чаща

(Не) закончившееся, а продолжавшееся дело

Проверка задания.


III. Итог урока.

Обратимся к эпиграфу «Причастия служат ...»

                                                                  М.В.Ломоносов.

IV. Д/з Прием «Идеальное задание», то есть на выбор.

1.Составить связный текст или отдельные предложения по картине К.Маяковского «Дети, бегущие от грозы».

2.Написать стихотворение о причастии, о его роли в нашей речи.

3.Выписать 5-6 предложений с причастными оборотами из произведений А.С.Пушкина.

V.Оценки.

 

VI.Заключение.

- Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других разделов курса.

                             Для всех, кто любит свой язык,

                             Кто с русской речью дружен,

                             Быть равнодушным не привык,

                             Кому покой не нужен,

                             Откроет двери наш музей,

                             Мы с нетерпением ждем гостей!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР