Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381751
Программа внеурочной деятельности по теме: «Удивительный мир фольклора»
Содержание - Русский язык и литература
25.01.2022 09:49

Ахметзанова Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. 
Программа внеурочной деятельности по теме: «Удивительный мир фольклора» предназначен учителям русского языка, преподающим в 7 классе. Курс помогает формировать эмоциональноценностное отношение к родному языку, истории и культуре, интерес к их изучению.

 


 

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Удивительный мир фольклора» для 7 класса

 

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

¾   воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, знание истории языка, культуры родного края, основ культурного наследия Татарстана, народов России и всего человечества, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;

¾   формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;

¾   самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;

¾   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

¾   формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

¾   развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов Татарстана, России и всего мира.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

¾   умение определять и формулировать цель деятельности на занятии при помощи учителя;

¾   умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

¾   формулировать несложные выводы, основываясь на тексте и находить аргументы, подтверждающие вывод;

¾   умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии.

Познавательные универсальные учебные действия:

¾   осознание значимости чтения для личного развития;

¾   понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

¾   формирование представлений о российской истории и культуре;

¾   достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности и общего речевого развития;

¾   умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

¾   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;

¾   умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

¾   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

¾   умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

¾   умение работать в паре и группе.

 

Предметные результаты выражаются в следующем:

¾   понимание ключевых проблем изученных произведений русского и татарского фольклора, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;

¾   осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

¾   владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;

¾   умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

¾   владение навыками сопоставления произведений русской литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;

¾   владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

¾   использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни. 

 

II. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности

 

Раздел 1. Введение.

 

Удивительный мир наших предков.

Знакомство с понятием «фольклор». Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора. Особенности русской и татарской народной культуры, их схожесть и различия с фольклором других народов.

Форма организации: лекция, беседа, индивидуальная творческая работа.

Вид деятельности: ответы на вопросы учителя, написание эссе.

 

Жанровая система русского и татарского фольклора.

Знакомство с жанровой классификацией русского и татарского фольклора.

Форма организации: лекция, беседа.

Вид деятельности: построение схемы «Жанры фольклора», ответы на вопросы учителя.

 

Раздел 2. Мифы древних славян.

 

Представления древних славян о мире и его устройстве

Процесс познания мира древними людьми. Представление о мировом дереве, связывающем три мира- Правь, Язь, Навь. Отражение мифологических представлений об устройстве мира в фольклоре. Миф как способ осмысления мира. Обрядовые действия. Символическая картина мира (пространство: верх-низ; небо-земля; правый-левый; время: день-ночь; лето- зима; социальное устройство общества: мужской - женский;  старший- младший; свой - чужой).

Форма организации: лекция, обсуждение проблемных вопросов.

Вид деятельности: работа с текстом, участие в дискуссии, знакомство с основами славянской мифологии, обсуждение, как представляли себе мир древние славяне, словесное рисование.

 

Славянские боги.

Периодизации славянского язычества. Языческий пантеон славянских богов. Сварог, Даждьбог, Перун, Велес и др.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.

Вид деятельности: работа с текстом, составление энциклопедии славянских богов, создание иллюстраций.

 

Языческие персонажи.

Низшая демонология. Домовые, лесные, речные божества, их основные функции.

Форма организации: лекция, беседа, самостоятельная работа.

Вид деятельности: работа с текстом, составление кроссворда, создание иллюстраций.

 

Раздел 3. Верования и мифы древних булгар.

 

Представления булгар-татар о мире и его устройстве

Языческая вера. Бог неба Тангре. Культ Солнца, воды и животных. Мифы об Алыпах. Быт и культура булгар – татар. Обычаи и нравы. Торговля и связь с другими странами.

Форма организации: лекция, обсуждение проблемных вопросов.

Вид деятельности: работа с текстом, участие в дискуссии, знакомство с основами мифологии, словесное рисование, создание иллюстраций.

 

Раздел 4. Обрядовый фольклор.

 

Календарные обряды и песни.

Календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия. Славянский календарь. Зимние обряды. Святки. Колядование. Тематика, символика, композиция песен. Весенние обряды. Масленица. Проводы зимы. Масленичные песни: величальные, корильные, ритуальные, заклинательные. Встреча весны (веснянки). Летние обряды. Троицко-семицкие обряды. Осенние обряды.

Форма организации: лекция, беседа, обсуждение проблемных вопросов, творческая работа, прослушивание аудиозаписей песен.

Вид деятельности: работа с текстами песен, создание «Народного крестьянского календаря» (по группам), обсуждение аудиозаписей, инсценировка.

 

Родильно-крестильные обряды

Обряды дородового цикла. Обряды, связанные с рождением. Обряды первого года жизни ребенка. Наречение именем. Христианские имена и их значения.

Форма организации: лекция, беседа, работа со справочной литературой, практическая работа

Вид деятельности: ответы на проблемные вопросы, практическая работа с «Православным имясловом».

 

Свадебные обряды

Свадебный обряд как традиционное драматическое представление. Основные части и их функции: сватовство, сговор, девичник, ритуалы свадебного дня и послесвадебные. Свадебные причитания, свадебные величания и собственно свадебные песни, свадебные корильные песни.

Форма организации: лекция, беседа, просмотр видеоролика, прослушивание аудиозаписей песен.

Вид деятельности: обсуждение видеоролика, работа с текстами песен, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей, инсценировка.

 

Рекрутские обряды

Обряд провожания парней в рекруты, содержание и особенности солдатских песен.

Форма организации: лекция, беседа, прослушивание аудиозаписей песен.

Вид деятельности: работа с текстом, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей.

 

Магия слова: заговоры, заклинания, гадания.

Заговоры, заклинания, гадания, подблюдные песни: содержание, поэтика.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.

Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы, постановка мини-спектакля

 

Практическая работа: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор»

Создание литературной газеты «Обрядовый фольклор». Выставка газет.

Форма организации: творческая работа в группах

Вид деятельности: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор»

 

Раздел 5. Малые жанры фольклора.

 

Поэтика пословиц и поговорок.

Пословицы как самостоятельно оформленные, логически завершенные суждения, обобщающие трудовой и социальный опыт народа. Поговорки как «окольные выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (В.И. Даль). Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа»

Форма организации: беседа, самостоятельная работа

Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, восстанавливают пословицы и поговорки по заданному началу.

 

Практическая работа: Создание тематического каталога русских пословиц и поговорок.

Обсуждение разделов тематического каталога, создание тематического каталога русских пословиц и поговорок, представление своей работы.

Форма организации: практическая работа

Вид деятельности: создают тематический каталог русских пословиц и поговорок, представляют свою работу

 

Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества

Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Виды загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.

Форма организации: лекция, беседа, исследовательская деятельность

Вид деятельности: загадывают и отгадывают загадки, исследуют загадки разных типов, составляют «Инструкцию по разгадыванию загадок».

 

Конкурс загадок «Самый умный».

Викторина по отгадыванию и составлению загадок.

Форма организации: викторина

Вид деятельности: отгадывают, загадывают и составляют загадки

 

Раздел 6. Быт, обычаи и нравы татарского народа.

 

Баиты. Обычаи и нравы татарского народа.

Семья и семейный быт. Семейно-родственные отношения. Семейные обычаи и обряды: свадебные, связанные с рождением ребенка, похоронно-поминальные обряды.

Тема национальных обрядов и традиций в литературе и живописи.

Форма организации: лекция, беседа, исследовательская деятельность.

Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, обсуждение.

 

История народа в песнях.

Татарские народные песни.

Традиционная национальная одежда и предметы женского украшения. Художественная вышивка. Татарские орнаменты и узоры.

Старинные национальные блюда.

Национальные праздники Курбан-байрам, Ураза-байрам, Навруз, Сабантуй. Повторительно-обобщающие занятия: инсценирование обрядов и традиций (Аулак өй, Сабан туе, Каз өмəсе).

Форма организации: лекция, беседа, исследовательская деятельность, практическая деятельность, творческая работа в группах.

Вид деятельности: работа с текстами песен, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей, инсценировка.

 

Практическая работа: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор булгар-татар»

Создание литературной газеты «Обрядовый фольклор булгар-татар». Выставка газет.

Форма организации: творческая работа в группах.

Вид деятельности: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор булгар-татар».

 

Раздел 7. Детский фольклор.

Жанры детского фольклора

Понятие «детский фольклор». Жанры детского фольклора: потешки, прибаутки, считалки. Особенности детского фольклора. Классификация детского фольклора.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа

Вид деятельности: работают с текстом, обсуждают проблемные вопросы, составляют древо жанров детского фольклора.

 

Практическая работа: создание книжек-малышек «Жанры детского фольклора».

Работа с терминологией. Составление книжки-малышки «Жанры детского фольклора». Иллюстрирование книжки.

Форма организации: практическая работа.

Вид деятельности: Составление книжки-малышки «Жанры детского фольклора».

 

Раздел 8. Фольклорный театр.

 

Вертеп, театр Петрушки, балаган.

Происхождение фольклорного театра, особенности отдельных его видов (вертеп, театр Петрушки, балаган)

Форма организации: лекция, беседа, просмотр видео

Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, обсуждают и рецензируют видео

 

Постановка мини-спектакля

Форма организации: практическая творческая работа

Вид деятельности: подготавливают и инсценируют мини-спектакль

 

Раздел 9. Русский героический эпос.

 

Былины - стихотворный героический эпос Древней Руси.

Жанровые особенности былины. Исторические предпосылки возникновения жанра. Особенности языка и стиля.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение.

Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы.

 

Герои былин.

Характерные особенности былинного героя: внешность, сила, снаряжение, богатырский конь.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.

Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы, создают иллюстрации к былинам.

 

Отличия былины от сказки.

Сказочные черты в былинах (композиция, герои, особенности пространства), характерные для былин черты.

Форма организации: лекция, дискуссия, практическая работа.

Вид деятельности: участвуют в дискуссии, составляют таблицу «Отличия былины от сказки».

Практическая работа: создание плаката «Былины в изобразительном искусстве» или исследовательского проекта «Образы русских богатырей в современных мультипликационных фильмах».

Анализ изображения былинных сюжетов и героев в произведениях художников. Создание плаката «Былины в изобразительном искусстве» или исследовательского проекта «Образы русских богатырей в современных мультипликационных фильмах».

Форма организации: работа с иллюстративным материалом, практическая работа, исследовательная работа.

Вид деятельности: создают плакат «Былины в изобразительном искусстве» или исследовательский проект «Образы русских богатырей в современных мультипликационных фильмах».

 

Раздел 10. Татарский героический эпос.

 

Баиты и дастаны.

Жанровые особенности баитов и дастанов. Исторические предпосылки возникновения жанра. Особенности языка и стиля.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение.

Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы.

 

Герои былин.

Характерные особенности былинного героя: внешность, сила, снаряжение, богатырский конь.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.

Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы, создают иллюстрации к былинам.

 

Сходство русских былин и татарских баитов.

Общие черты (композиция, герои, особенности пространства, сюжет), характерные для былин и баитов.

Форма организации: лекция, дискуссия, практическая работа.

Вид деятельности: участвуют в дискуссии, составляют исследовательский проект «Образы богатырей в русском и татарском героическом эпосе».

 

III. Тематическое планирование

№п/п

Тема занятий

Количество часов

 

Раздел 1. Введение. (2 часа)

 

1

Удивительный мир наших предков.

1

2

Жанровая система русского и татарского фольклора.

1

 

Раздел 2. Мифы древних славян. (3 часа)

 

3

Представления древних славян о мире и его устройстве

1

4

Славянские боги.

1

5

Языческие персонажи.

1

 

Раздел 3. Верования и мифы древних булгар. (2 часа)

 

6

Представления булгар-татар о мире и его устройстве

2

 

Раздел 4. Обрядовый фольклор. (8 часов)

 

7

Календарные обряды и песни.

2

8

Родильно-крестильные обряды

1

9

Свадебные обряды

1

10

Рекрутские обряды

1

11

Магия слова: заговоры, заклинания, гадания.

1

12

Практическая работа

2

 

Раздел 5. Малые жанры фольклора. (3 часа)

 

13

Поэтика пословиц и поговорок.

1

14

Практическая работа

1

15

Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества

1

 

Раздел 6. Быт, обычаи и нравы татарского народа. (7 часов)

 

16

Баиты. Обычаи и нравы татарского народа.

1

17

История народа в песнях.

4

18

Практическая работа

2

 

Раздел 7. Детский фольклор. (1 час)

 

19

Жанры детского фольклора. Практическая работа

1

 

Раздел 8. Фольклорный театр. (2 часа)

 

20

Вертеп, театр Петрушки, балаган.

1

21

Постановка мини-спектакля

1

 

Раздел 9. Русский героический эпос. (4 часа)

 

22

Былины - стихотворный героический эпос Древней Руси.

1

23

Герои былин.

1

24

Отличия былины от сказки.

1

25

Практическая работа

1

 

Раздел 10. Татарский героический эпос. (4 часа)

 

26

Баиты и дастаны.

1

27

Герои былин.

1

28

Сходство русских былин и татарских баитов.

2

 

Список литературы:

1.Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П. , Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1983.

2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1957.

3.Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991.

4.Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М., 2002.

5.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.

6.Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учебн. пособие для филолог. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. – М., 1986.

7.Савушкина Н.И. Русский народный театр. -   М., 1976.

8.Урманче Ф. Тюркский героический эпос. – Казань, 2015.