Программа внеурочной деятельности по теме: «Удивительный мир фольклора» |
Содержание - Русский язык и литература | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.01.2022 09:49 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ахметзанова Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Удивительный мир фольклора» для 7 класса
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: ¾ воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, знание истории языка, культуры родного края, основ культурного наследия Татарстана, народов России и всего человечества, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной; ¾ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира; ¾ самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства; ¾ формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам; ¾ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; ¾ развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов Татарстана, России и всего мира.
Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: ¾ умение определять и формулировать цель деятельности на занятии при помощи учителя; ¾ умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; ¾ формулировать несложные выводы, основываясь на тексте и находить аргументы, подтверждающие вывод; ¾ умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии. Познавательные универсальные учебные действия: ¾ осознание значимости чтения для личного развития; ¾ понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; ¾ формирование представлений о российской истории и культуре; ¾ достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности и общего речевого развития; ¾ умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. Коммуникативные универсальные учебные действия: ¾ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций; ¾ умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ¾ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; ¾ умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; ¾ умение работать в паре и группе.
Предметные результаты выражаются в следующем: ¾ понимание ключевых проблем изученных произведений русского и татарского фольклора, литературных взаимосвязей и взаимовлияний; ¾ осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); ¾ владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения; ¾ умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); ¾ владение навыками сопоставления произведений русской литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа; ¾ владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); ¾ использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.
II. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
Раздел 1. Введение.
Удивительный мир наших предков. Знакомство с понятием «фольклор». Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора. Особенности русской и татарской народной культуры, их схожесть и различия с фольклором других народов. Форма организации: лекция, беседа, индивидуальная творческая работа. Вид деятельности: ответы на вопросы учителя, написание эссе.
Жанровая система русского и татарского фольклора. Знакомство с жанровой классификацией русского и татарского фольклора. Форма организации: лекция, беседа. Вид деятельности: построение схемы «Жанры фольклора», ответы на вопросы учителя.
Раздел 2. Мифы древних славян.
Представления древних славян о мире и его устройстве Процесс познания мира древними людьми. Представление о мировом дереве, связывающем три мира- Правь, Язь, Навь. Отражение мифологических представлений об устройстве мира в фольклоре. Миф как способ осмысления мира. Обрядовые действия. Символическая картина мира (пространство: верх-низ; небо-земля; правый-левый; время: день-ночь; лето- зима; социальное устройство общества: мужской - женский; старший- младший; свой - чужой). Форма организации: лекция, обсуждение проблемных вопросов. Вид деятельности: работа с текстом, участие в дискуссии, знакомство с основами славянской мифологии, обсуждение, как представляли себе мир древние славяне, словесное рисование.
Славянские боги. Периодизации славянского язычества. Языческий пантеон славянских богов. Сварог, Даждьбог, Перун, Велес и др. Форма организации: лекция, беседа, творческая работа. Вид деятельности: работа с текстом, составление энциклопедии славянских богов, создание иллюстраций.
Языческие персонажи. Низшая демонология. Домовые, лесные, речные божества, их основные функции. Форма организации: лекция, беседа, самостоятельная работа. Вид деятельности: работа с текстом, составление кроссворда, создание иллюстраций.
Раздел 3. Верования и мифы древних булгар.
Представления булгар-татар о мире и его устройстве Языческая вера. Бог неба Тангре. Культ Солнца, воды и животных. Мифы об Алыпах. Быт и культура булгар – татар. Обычаи и нравы. Торговля и связь с другими странами. Форма организации: лекция, обсуждение проблемных вопросов. Вид деятельности: работа с текстом, участие в дискуссии, знакомство с основами мифологии, словесное рисование, создание иллюстраций.
Раздел 4. Обрядовый фольклор.
Календарные обряды и песни. Календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия. Славянский календарь. Зимние обряды. Святки. Колядование. Тематика, символика, композиция песен. Весенние обряды. Масленица. Проводы зимы. Масленичные песни: величальные, корильные, ритуальные, заклинательные. Встреча весны (веснянки). Летние обряды. Троицко-семицкие обряды. Осенние обряды. Форма организации: лекция, беседа, обсуждение проблемных вопросов, творческая работа, прослушивание аудиозаписей песен. Вид деятельности: работа с текстами песен, создание «Народного крестьянского календаря» (по группам), обсуждение аудиозаписей, инсценировка.
Родильно-крестильные обряды Обряды дородового цикла. Обряды, связанные с рождением. Обряды первого года жизни ребенка. Наречение именем. Христианские имена и их значения. Форма организации: лекция, беседа, работа со справочной литературой, практическая работа Вид деятельности: ответы на проблемные вопросы, практическая работа с «Православным имясловом».
Свадебные обряды Свадебный обряд как традиционное драматическое представление. Основные части и их функции: сватовство, сговор, девичник, ритуалы свадебного дня и послесвадебные. Свадебные причитания, свадебные величания и собственно свадебные песни, свадебные корильные песни. Форма организации: лекция, беседа, просмотр видеоролика, прослушивание аудиозаписей песен. Вид деятельности: обсуждение видеоролика, работа с текстами песен, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей, инсценировка.
Рекрутские обряды Обряд провожания парней в рекруты, содержание и особенности солдатских песен. Форма организации: лекция, беседа, прослушивание аудиозаписей песен. Вид деятельности: работа с текстом, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей.
Магия слова: заговоры, заклинания, гадания. Заговоры, заклинания, гадания, подблюдные песни: содержание, поэтика. Форма организации: лекция, беседа, творческая работа. Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы, постановка мини-спектакля
Практическая работа: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор» Создание литературной газеты «Обрядовый фольклор». Выставка газет. Форма организации: творческая работа в группах Вид деятельности: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор»
Раздел 5. Малые жанры фольклора.
Поэтика пословиц и поговорок. Пословицы как самостоятельно оформленные, логически завершенные суждения, обобщающие трудовой и социальный опыт народа. Поговорки как «окольные выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (В.И. Даль). Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа» Форма организации: беседа, самостоятельная работа Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, восстанавливают пословицы и поговорки по заданному началу.
Практическая работа: Создание тематического каталога русских пословиц и поговорок. Обсуждение разделов тематического каталога, создание тематического каталога русских пословиц и поговорок, представление своей работы. Форма организации: практическая работа Вид деятельности: создают тематический каталог русских пословиц и поговорок, представляют свою работу
Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Виды загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок. Форма организации: лекция, беседа, исследовательская деятельность Вид деятельности: загадывают и отгадывают загадки, исследуют загадки разных типов, составляют «Инструкцию по разгадыванию загадок».
Конкурс загадок «Самый умный». Викторина по отгадыванию и составлению загадок. Форма организации: викторина Вид деятельности: отгадывают, загадывают и составляют загадки
Раздел 6. Быт, обычаи и нравы татарского народа.
Баиты. Обычаи и нравы татарского народа. Семья и семейный быт. Семейно-родственные отношения. Семейные обычаи и обряды: свадебные, связанные с рождением ребенка, похоронно-поминальные обряды. Тема национальных обрядов и традиций в литературе и живописи. Форма организации: лекция, беседа, исследовательская деятельность. Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, обсуждение.
История народа в песнях. Татарские народные песни. Традиционная национальная одежда и предметы женского украшения. Художественная вышивка. Татарские орнаменты и узоры. Старинные национальные блюда. Национальные праздники Курбан-байрам, Ураза-байрам, Навруз, Сабантуй. Повторительно-обобщающие занятия: инсценирование обрядов и традиций (Аулак өй, Сабан туе, Каз өмəсе). Форма организации: лекция, беседа, исследовательская деятельность, практическая деятельность, творческая работа в группах. Вид деятельности: работа с текстами песен, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей, инсценировка.
Практическая работа: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор булгар-татар» Создание литературной газеты «Обрядовый фольклор булгар-татар». Выставка газет. Форма организации: творческая работа в группах. Вид деятельности: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор булгар-татар».
Раздел 7. Детский фольклор. Жанры детского фольклора Понятие «детский фольклор». Жанры детского фольклора: потешки, прибаутки, считалки. Особенности детского фольклора. Классификация детского фольклора. Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа Вид деятельности: работают с текстом, обсуждают проблемные вопросы, составляют древо жанров детского фольклора.
Практическая работа: создание книжек-малышек «Жанры детского фольклора». Работа с терминологией. Составление книжки-малышки «Жанры детского фольклора». Иллюстрирование книжки. Форма организации: практическая работа. Вид деятельности: Составление книжки-малышки «Жанры детского фольклора».
Раздел 8. Фольклорный театр.
Вертеп, театр Петрушки, балаган. Происхождение фольклорного театра, особенности отдельных его видов (вертеп, театр Петрушки, балаган) Форма организации: лекция, беседа, просмотр видео Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, обсуждают и рецензируют видео
Постановка мини-спектакля Форма организации: практическая творческая работа Вид деятельности: подготавливают и инсценируют мини-спектакль
Раздел 9. Русский героический эпос.
Былины - стихотворный героический эпос Древней Руси. Жанровые особенности былины. Исторические предпосылки возникновения жанра. Особенности языка и стиля. Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение. Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы.
Герои былин. Характерные особенности былинного героя: внешность, сила, снаряжение, богатырский конь. Форма организации: лекция, беседа, творческая работа. Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы, создают иллюстрации к былинам.
Отличия былины от сказки. Сказочные черты в былинах (композиция, герои, особенности пространства), характерные для былин черты. Форма организации: лекция, дискуссия, практическая работа. Вид деятельности: участвуют в дискуссии, составляют таблицу «Отличия былины от сказки». Практическая работа: создание плаката «Былины в изобразительном искусстве» или исследовательского проекта «Образы русских богатырей в современных мультипликационных фильмах». Анализ изображения былинных сюжетов и героев в произведениях художников. Создание плаката «Былины в изобразительном искусстве» или исследовательского проекта «Образы русских богатырей в современных мультипликационных фильмах». Форма организации: работа с иллюстративным материалом, практическая работа, исследовательная работа. Вид деятельности: создают плакат «Былины в изобразительном искусстве» или исследовательский проект «Образы русских богатырей в современных мультипликационных фильмах».
Раздел 10. Татарский героический эпос.
Баиты и дастаны. Жанровые особенности баитов и дастанов. Исторические предпосылки возникновения жанра. Особенности языка и стиля. Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение. Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы.
Герои былин. Характерные особенности былинного героя: внешность, сила, снаряжение, богатырский конь. Форма организации: лекция, беседа, творческая работа. Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы, создают иллюстрации к былинам.
Сходство русских былин и татарских баитов. Общие черты (композиция, герои, особенности пространства, сюжет), характерные для былин и баитов. Форма организации: лекция, дискуссия, практическая работа. Вид деятельности: участвуют в дискуссии, составляют исследовательский проект «Образы богатырей в русском и татарском героическом эпосе».
III. Тематическое планирование
Список литературы: 1.Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П. , Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1983. 2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1957. 3.Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991. 4.Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М., 2002. 5.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987. 6.Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учебн. пособие для филолог. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. – М., 1986. 7.Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М., 1976. 8.Урманче Ф. Тюркский героический эпос. – Казань, 2015. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».