Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6565207
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Словосочетание»
Содержание - Русский язык и литература
14.09.2022 10:47

Дмитриева Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. 
Конспект урока русского языка по теме «Словосочетание» предназначен учителям русского языка, преподающим в 5 классе. в урок добавлены материалы из географии, изобразительного искусства и литературы.

 


 

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Словосочетание»

 

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Словосочетание»

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –5-е изд. - М.: Просвещение, 2015 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомиться учащихся с понятием «словосочетание» и научить правильно употреблять его в речи.

 

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие о словосочетании,

- показать как строится словосочетание;

- научить правильно использовать в речи.

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

- формирование ответственного отношения к себе и своей работе;

- привитие любви к Родине, искусству, русскому языку.

Развивающие:

- развитие навыков монологической и диалогической речи;

- развитие навыков и способностей критического мышления (сопоставление, умение выделять главное, существенное, анализировать и обобщать имеющуюся информацию);

- формирование умения анализировать языковой материал, собственную учебную деятельность;

- помощь в овладении нормами литературного языка.

 

Планируемые результаты:

1) Личностные результаты:

- уважительное отношение к чужому мнению;

- требовательное отношение к себе и своей работе;

- любовь к родине, искусству, русскому языку и литературе.

2) Предметные результаты:

- знают о словосочетании, строении словосочетаний;

- умеют вычленять словосочетания из предложений;

- правильно используют словосочетания в устной и письменной речи.

3) Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД:

- умеют планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- придерживаются морально-этических принципов общения и сотрудничества;

- действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД:

- определяют основную и второстепенную информацию;

- строят логические рассуждения;

- развивают навыки чтения и анализа текста.

 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения:

- Взаимоконтроль и самооценка.

- Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи.

- Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник «Русский язык» для 5 класса автора Ладыженская Т.А.

Дидактическое обеспечение: схемы, презентация к уроку.

Форма проведения урока – урок-путешествие.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, практические, методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения, методы контроля и самоконтроля в обучении

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, парах.

       В ходе урока запланировано использование элементов технологии критического мышления, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий, а также приемов активизации познавательной и мыслительной деятельности.

Межпредметный потенциал урока: в урок добавлены материалы из географии, изобразительного искусства и литературы.

Этапы урока:

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний. Включение в деятельность.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичное закрепление материала.

6) Первичный контроль знаний.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Ход урока

1. Организационный момент

       Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Юлия Юрьевна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Я очень рада видеть здесь всех, желаю всем хорошего настроения и удовлетворения от своей работы!

2. Актуализация знаний

- Ребята, а знаете ли вы каких-нибудь путешественников? (Ответы детей)

- Кто открыл Америку? (Христофор Колумб)

-А вам знаком такой путешественник Федор Конюхов? (нет)

-Фёдор Фили́ппович Ко́нюхов  — советский и российский путешественник, писатель, художник.

       В одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз на вёсельной лодке. Первый россиянин, побывавший на всех Семи вершинах, в одиночку на Южном и Северном полюсах. Обладатель национальной премии «Хрустальный компас» и мировых рекордов Гиннесса.

- А захотелось ли вам больше узнать об этом человеке?

- Откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь, в ней под фотографией Федора Конюхова имеется QR-код (код быстрого реагирования)

- Федор Конюхов является членом Союза Писателей Российской Федерации. Автор двадцати шести книг.

- Ребята, давайте прочитаем отрывок из его записей:

       Путешествия - это здорово! Мы столько узнаём о мире, людях разных стран, получаем возможность почувствовать дух страны, которую посетили. А сколько незабываемых впечатлений? Я побывал и на востоке, и в западных странах. И до сих пор меня не покидает воспоминание о поездке в сказку: маленькие уютные домики, обработанные с любовью поля и сады, даже декор улиц, дорог и домов!!! Невольно сравниваешь все со своейстраной... Но я - патриот, домой после поездок тянет всегда. Ведь есть такое понятие, как Родина.

- Ребята, как вы думаете? Какова основная мысль текста? О чем говорится в тексте?

- Назовите слова, выделенные в этом тексте? (востоке, уютные домики, Родина)

- Сейчас вы сами определите и назовете тему нашего урока? В этом вам поможет игра «Третье лишнее». Внимание на экран, назовите третье лишнее? (Уютные домики)

- Почему «уютные домики»? (Это словосочетание)

3. Формулировка темы и целей урока

- Так о чем пойдет речь на уроке? Определите тему нашего сегодняшнего урока? (О словосочетании)

- Подумайте, каковы же цели нашего урока? (Познакомиться со словосочетаниями, научиться правильно употреблять их в речи).

- Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну под названием Синтаксис.

- Поэтому сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть видеофрагмент, поскольку потом буду задавать вопросы.

4. Закрепление нового материала

- Что вы узнали о словосочетании? (ответы детей)

- А правы ли мы были? Откройте, пожалуйста, учебник на странице 61, прочитайте правило. Может быть, вы узнали что-нибудь новое?

- Закройте учебники и отложите на край парты.

Схема на доске (объяснение учителя у доски)

Например:     Зеленый кубик, читать книгу, умный ученик, говорить красиво

(попросить выйти к доске учеников и разобрать по одному словосочетанию)

5. Кубик

- Итак, мы путешествуем по этой стране и добрались с вами до города Одиноких слов. Жители этого города желают найти себе пару, поэтому они хотят, чтобы мы им в этом помогли.

- У вас на столе находится кубик, вы подкидываете его и составляете словосочетание с выпавшими словами, и назовите главное и зависимое слово.

- Пока отвечает одна команда, другие проверяют.

- Молодцы! Словосочетания очень довольны, что вы правильно подобрали им пару и теперь они неодинокие.

- Иногда словосочетания любят играть в прятки, попробуем их отыскать?

6. Работа в парах

- У вас на столах находится красная карточка, одна на двоих. В ней дано предложение. Прочитайте его. Найдите в нем словосочетания и выпишите их в рабочую тетрадь, задание №2 (1 минута)

В темном осеннем лесу до позднего вечера прыгают и играют озорные белки.

Словосочетания:

1) В темном лесу;

2) В осеннем лесу;

3) До позднего вечера;

4) Озорные белки;

5) Прыгают в лесу;

6) Играют в лесу.

(Учитель проверяет)

- Молодцы! Вы правильно научились находить предложениях словосочетаниях.

7. И мы добрались с вами до двух пещер? Посетим их?

       Возьмите на столе каждый зеленую карточку. Прочитайте внимательно то, что там написано. Подумайте, являются они словосочетанием или нет.

- Сейчас посмотрите внимательно на стены, перед вами две пещеры. Выберите ту, которая соответствует вашему заданию.

- Образуйте пары и обсудите почему вы выбрали именно эту пещеру? Начинает говорить тот, кто выше ростом. А сейчас продолжает тот, кто ниже ростом.

- (Учитель обращается к парам) Прочитайте, пожалуйста, текст в карточке. Почему вы считаете, что это словосочетания (или не словосочетания)? (Ответы детей)

 

8. Виртуальный музей

- Каждая страна чем-то оригинальна. Оказывается, здесь есть виртуальный музей как и в нашей стране. Посетим его?

Просмотр видеофрагмента «Виртуальный музей»:

- И.И. Шишкин написал гениальные картины. Давайте мы с вами попробуем описать их с помощью словосочетаний. На столе у вас находится конверт. В нем даны словосочетания и схемы. Ваша задача их соотнести и приклеить в таблицу.

Проверка: - А теперь встаньте, поменяйтесь столами по часовой стрелке и при проверке обратите внимание на экран. На нем высвечены правильные ответы. Если они допустили ошибки, вы можете исправить маркером, соединив схемы и словосочетания стрелочкой.

- Вернулись все на свои места. Посмотрите, нашли ли в вашей работе ошибки?

- Молодцы!

9. Отзыв

- В конце посещения любого музея благодарный посетитель оставляет отзыв об увиденном. Перед вами на столе находится репродукция картин Шишкина. Составьте отзыв по картине, используя словосочетания в таблице (учитель показывает). Составьте 3-4 предложения. Запишите их. По окончании работы выберите одного участника с каждой группы для представления отзыва перед остальными одноклассниками. В вашем распоряжении 3 мин.

- Если вас заинтересовало творчество И. И. Шишкина, то вы можете поехать с родителями в Елабугу и посетить музей, а если у вас нет пока такой возможности, то вы можете зайти по QR-коду, который находится у вас в тетради под портретом И. И. Шишкина.

- Так же Елабуга славится литературным музеем Марины Цветаевой, и если кому интересно, то его вы тоже можете посетить, пройдя по QR-коду.

10. Билет

- Время пришло вернуться домой. Но нас отсюда просто так отпускают. Нужно приобрести билет.

- Если вы считаете, что это утверждение верное, то рядом в столбике поставьте плюс, если нет, то минус.

Билет

++/-

1

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» является предложением

 

2

Опытный учитель. Главное слово - УЧИТЕЛЬ

 

3

«УБЕЖАТЬ НА УЛИЦУ» является словосочетанием

 

4

Написать письмо. Главное слово - ПИСЬМО

 

5

«СИДЕТЬ И РАЗГОВАРИВАТЬ» - является словосочетанием

 

Оценка:

 

 

- Обменяйтесь билетами с соседом. Проверьте. Неправильные ответы обведите в кружок. Поставьте оценку. Верните билеты обратно.

Оценивание:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

- Поднимите руки у кого 4 и 5?

- Я вижу, что большинство справились с заданием.

11. Домашнее задание

Для того, чтобы вернуться домой, вы билеты уже приобрели, не забудьте взять чемодан – на нем ваше домашнее задание. А кто желает получить дополнительно оценку вы можете выполнить творческое задание.

- П. 26, стр. 63, упр. 130

- придумайте и запишите словосочетания на тему «Путешествие»

- На чемодане написан электронный адрес, куда вы можете отправить выполненное домашнее задание.

12. Рефлексия

Мы вернулись домой, а давайте сейчас вспомним……?

И – интересно?

Т – трудности?

О – оценка?

Г – главное?

- Молодцы!

13. Итог урока

- Когда мы отправились в страну под названием Синтаксис, какиецели вы поставили? Удалось ли вам достичь этих целей?

- Все вы молодцы, очень хорошо поработали. Ребята, когда мы уезжали, словосочетания поблагодарили вас и передали вам подарки, которые находятся у вас в чемоданах, поэтому не забудьте их взять с собой.

На этом мы с вами прощаемся.