Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Словосочетание» |
Содержание - Русский язык и литература | |||||||||||||||||||||
14.09.2022 10:47 | |||||||||||||||||||||
Дмитриева Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Словосочетание»
Предмет: русский язык Класс: 5 Тема урока: «Словосочетание» УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –5-е изд. - М.: Просвещение, 2015 г. Тип урока: урок открытия новых знаний Цель урока: познакомиться учащихся с понятием «словосочетание» и научить правильно употреблять его в речи.
Задачи: Образовательные: - дать понятие о словосочетании, - показать как строится словосочетание; - научить правильно использовать в речи. Воспитательные: - воспитание уважительного отношения к чужому мнению; - формирование ответственного отношения к себе и своей работе; - привитие любви к Родине, искусству, русскому языку. Развивающие: - развитие навыков монологической и диалогической речи; - развитие навыков и способностей критического мышления (сопоставление, умение выделять главное, существенное, анализировать и обобщать имеющуюся информацию); - формирование умения анализировать языковой материал, собственную учебную деятельность; - помощь в овладении нормами литературного языка.
Планируемые результаты: 1) Личностные результаты: - уважительное отношение к чужому мнению; - требовательное отношение к себе и своей работе; - любовь к родине, искусству, русскому языку и литературе. 2) Предметные результаты: - знают о словосочетании, строении словосочетаний; - умеют вычленять словосочетания из предложений; - правильно используют словосочетания в устной и письменной речи. 3) Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; - контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия. Коммуникативные УУД: - умеют планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - придерживаются морально-этических принципов общения и сотрудничества; - действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия. Познавательные УУД: - определяют основную и второстепенную информацию; - строят логические рассуждения; - развивают навыки чтения и анализа текста.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: - Взаимоконтроль и самооценка. - Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи. - Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник «Русский язык» для 5 класса автора Ладыженская Т.А. Дидактическое обеспечение: схемы, презентация к уроку. Форма проведения урока – урок-путешествие. Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, практические, методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения, методы контроля и самоконтроля в обучении Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, парах. В ходе урока запланировано использование элементов технологии критического мышления, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий, а также приемов активизации познавательной и мыслительной деятельности. Межпредметный потенциал урока: в урок добавлены материалы из географии, изобразительного искусства и литературы. Этапы урока: 1) Организационный этап. 2) Актуализация знаний. Включение в деятельность. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичное закрепление материала. 6) Первичный контроль знаний. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока 1. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Юлия Юрьевна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Я очень рада видеть здесь всех, желаю всем хорошего настроения и удовлетворения от своей работы! 2. Актуализация знаний - Ребята, а знаете ли вы каких-нибудь путешественников? (Ответы детей) - Кто открыл Америку? (Христофор Колумб) -А вам знаком такой путешественник Федор Конюхов? (нет) -Фёдор Фили́ппович Ко́нюхов — советский и российский путешественник, писатель, художник. В одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз на вёсельной лодке. Первый россиянин, побывавший на всех Семи вершинах, в одиночку на Южном и Северном полюсах. Обладатель национальной премии «Хрустальный компас» и мировых рекордов Гиннесса. - А захотелось ли вам больше узнать об этом человеке? - Откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь, в ней под фотографией Федора Конюхова имеется QR-код (код быстрого реагирования) - Федор Конюхов является членом Союза Писателей Российской Федерации. Автор двадцати шести книг. - Ребята, давайте прочитаем отрывок из его записей: Путешествия - это здорово! Мы столько узнаём о мире, людях разных стран, получаем возможность почувствовать дух страны, которую посетили. А сколько незабываемых впечатлений? Я побывал и на востоке, и в западных странах. И до сих пор меня не покидает воспоминание о поездке в сказку: маленькие уютные домики, обработанные с любовью поля и сады, даже декор улиц, дорог и домов!!! Невольно сравниваешь все со своейстраной... Но я - патриот, домой после поездок тянет всегда. Ведь есть такое понятие, как Родина. - Ребята, как вы думаете? Какова основная мысль текста? О чем говорится в тексте? - Назовите слова, выделенные в этом тексте? (востоке, уютные домики, Родина) - Сейчас вы сами определите и назовете тему нашего урока? В этом вам поможет игра «Третье лишнее». Внимание на экран, назовите третье лишнее? (Уютные домики) - Почему «уютные домики»? (Это словосочетание) 3. Формулировка темы и целей урока - Так о чем пойдет речь на уроке? Определите тему нашего сегодняшнего урока? (О словосочетании) - Подумайте, каковы же цели нашего урока? (Познакомиться со словосочетаниями, научиться правильно употреблять их в речи). - Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну под названием Синтаксис. - Поэтому сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть видеофрагмент, поскольку потом буду задавать вопросы. 4. Закрепление нового материала - Что вы узнали о словосочетании? (ответы детей) - А правы ли мы были? Откройте, пожалуйста, учебник на странице 61, прочитайте правило. Может быть, вы узнали что-нибудь новое? - Закройте учебники и отложите на край парты. Схема на доске (объяснение учителя у доски) Например: Зеленый кубик, читать книгу, умный ученик, говорить красиво (попросить выйти к доске учеников и разобрать по одному словосочетанию) 5. Кубик - Итак, мы путешествуем по этой стране и добрались с вами до города Одиноких слов. Жители этого города желают найти себе пару, поэтому они хотят, чтобы мы им в этом помогли. - У вас на столе находится кубик, вы подкидываете его и составляете словосочетание с выпавшими словами, и назовите главное и зависимое слово. - Пока отвечает одна команда, другие проверяют. - Молодцы! Словосочетания очень довольны, что вы правильно подобрали им пару и теперь они неодинокие. - Иногда словосочетания любят играть в прятки, попробуем их отыскать? 6. Работа в парах - У вас на столах находится красная карточка, одна на двоих. В ней дано предложение. Прочитайте его. Найдите в нем словосочетания и выпишите их в рабочую тетрадь, задание №2 (1 минута) В темном осеннем лесу до позднего вечера прыгают и играют озорные белки. Словосочетания: 1) В темном лесу; 2) В осеннем лесу; 3) До позднего вечера; 4) Озорные белки; 5) Прыгают в лесу; 6) Играют в лесу. (Учитель проверяет) - Молодцы! Вы правильно научились находить предложениях словосочетаниях. 7. И мы добрались с вами до двух пещер? Посетим их? Возьмите на столе каждый зеленую карточку. Прочитайте внимательно то, что там написано. Подумайте, являются они словосочетанием или нет. - Сейчас посмотрите внимательно на стены, перед вами две пещеры. Выберите ту, которая соответствует вашему заданию. - Образуйте пары и обсудите почему вы выбрали именно эту пещеру? Начинает говорить тот, кто выше ростом. А сейчас продолжает тот, кто ниже ростом. - (Учитель обращается к парам) Прочитайте, пожалуйста, текст в карточке. Почему вы считаете, что это словосочетания (или не словосочетания)? (Ответы детей)
8. Виртуальный музей - Каждая страна чем-то оригинальна. Оказывается, здесь есть виртуальный музей как и в нашей стране. Посетим его? Просмотр видеофрагмента «Виртуальный музей»: - И.И. Шишкин написал гениальные картины. Давайте мы с вами попробуем описать их с помощью словосочетаний. На столе у вас находится конверт. В нем даны словосочетания и схемы. Ваша задача их соотнести и приклеить в таблицу. Проверка: - А теперь встаньте, поменяйтесь столами по часовой стрелке и при проверке обратите внимание на экран. На нем высвечены правильные ответы. Если они допустили ошибки, вы можете исправить маркером, соединив схемы и словосочетания стрелочкой. - Вернулись все на свои места. Посмотрите, нашли ли в вашей работе ошибки? - Молодцы! 9. Отзыв - В конце посещения любого музея благодарный посетитель оставляет отзыв об увиденном. Перед вами на столе находится репродукция картин Шишкина. Составьте отзыв по картине, используя словосочетания в таблице (учитель показывает). Составьте 3-4 предложения. Запишите их. По окончании работы выберите одного участника с каждой группы для представления отзыва перед остальными одноклассниками. В вашем распоряжении 3 мин. - Если вас заинтересовало творчество И. И. Шишкина, то вы можете поехать с родителями в Елабугу и посетить музей, а если у вас нет пока такой возможности, то вы можете зайти по QR-коду, который находится у вас в тетради под портретом И. И. Шишкина. - Так же Елабуга славится литературным музеем Марины Цветаевой, и если кому интересно, то его вы тоже можете посетить, пройдя по QR-коду. 10. Билет - Время пришло вернуться домой. Но нас отсюда просто так отпускают. Нужно приобрести билет. - Если вы считаете, что это утверждение верное, то рядом в столбике поставьте плюс, если нет, то минус.
- Обменяйтесь билетами с соседом. Проверьте. Неправильные ответы обведите в кружок. Поставьте оценку. Верните билеты обратно. Оценивание: 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» - Поднимите руки у кого 4 и 5? - Я вижу, что большинство справились с заданием. 11. Домашнее задание Для того, чтобы вернуться домой, вы билеты уже приобрели, не забудьте взять чемодан – на нем ваше домашнее задание. А кто желает получить дополнительно оценку вы можете выполнить творческое задание. - П. 26, стр. 63, упр. 130 - придумайте и запишите словосочетания на тему «Путешествие» - На чемодане написан электронный адрес, куда вы можете отправить выполненное домашнее задание. 12. Рефлексия Мы вернулись домой, а давайте сейчас вспомним……? И – интересно? Т – трудности? О – оценка? Г – главное? - Молодцы! 13. Итог урока - Когда мы отправились в страну под названием Синтаксис, какиецели вы поставили? Удалось ли вам достичь этих целей? - Все вы молодцы, очень хорошо поработали. Ребята, когда мы уезжали, словосочетания поблагодарили вас и передали вам подарки, которые находятся у вас в чемоданах, поэтому не забудьте их взять с собой. На этом мы с вами прощаемся. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».