Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7950703
Статья. Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Содержание - Русский язык и литература
31.05.2024 05:19

Скрыгина А. С.г. Новоуральск, МАОУ “Школа-интернат № 53”. 
В данной статье дается общая характеристика психологизму как литературному явлению в синтезе с реализмом, типы и приемы создания системы персонажей и каждого героя  по-отдельности в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Кроме того, в статье приводится фрагмент учебного (или внеурочного - на выбор педагога) занятия с применением методики поиска приемов глубокой психологической “прорисовки” персонажа и его характера. Статья будет полезна как учителям-словесникам, так и учащимся 9-х классов,изучающим данное произведение.

 


 

Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова
“Герой нашего времени”

Психологизм в мире литературы долгие годы был и остается одним из самых сложных аспектов анализа поэтики произведения. Портреты, пейзажи, речевые характеристики – все это только условно может указать нам путь к осознанию характера персонажа, причин его поступков или слов.

С другой стороны, чем раньше попытаться в этом разобраться, тем лучше современные школьники будут понимать логику изучения того или иного произведения. В работе над данным проектом за основу был взят роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Почему? На наш взгляд, это один из самых сложных и противоречивых романов в программе средней школы по литературе. И сложность его заключается отнюдь не в композиции или даже хронотопе, а в самом типе главного героя: Печорин – человек «лишний». До сих пор он вызывает огромный интерес у старшеклассников.

Начать анализ, безусловно, следует с тех литературных явлений, которые развивались на фоне создания и публикации романа. Кстати, стоит сказать, что “Герой нашего времени” печатался по одной повести. Лермонтов намеренно нарушает фабулу произведения, так как на первый план выходит не содержание, а именно психология, глубина характера такого неоднозначного героя, как Печорин.

А во второй половине 19 века активно развивался реализм.

Психологизм – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев, их взглядов, мыслей, чувств, стремлений.

Реализм – это направление в искусстве или литературе, образовавшееся в конце XIX века. Главной его особенностью является правдивое изображение действительности, создание «типических характеров в типических обстоятельствах».

Как синтез реализма и психологизма отражается в литературном произведении? Для этого существует несколько приемов:

- авторское психологическое повествование – это повествование от третьего лица, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком;

- внутренний монолог — передача мыслей и эмоций героев, их переживаний, как бы подслушанных автором;

- персонажи-двойники;

- рассказ от первого лица – то есть от лица автора или героя произведения, что позволяет ярче передавать внутреннее состояние, переживания, мысли;

- сны героев, которые влияют на ход событий, предвосхищают их, предают внутреннее состояние героя;

- пейзаж, порторет;

- подтекст, интертекст (ссылки - прямые или скрытые - на другие литературные произведения, так или иначе связанные с данным);

- прием умолчания.

Пушкин и Гоголь положили начало новой, реалистической русской литературы, обратив её к реальной действительности и к волнующим вопросам русской жизни. Именно реализм обеспечил русской литературе роль воспитателя общества, сделал её делом национальной важности. Литература становится не только слугой русского круга дворянской интеллигенции, а она переходит к служению общественным интересам, становится трибуной, с которой раздавались призывы к борьбе и протесту против крепостнических нравов, отсталости и застоя русской жизни, против пошлости и дикости помещичье-чиновнического быта.

Что же до прямой характеристики Печорина?

Е.Н. Михайлова отмечает, что "Лермонтов безусловно развенчивает Печорина за жестокость, эгоизм в отношении к людям, за мелкий, ничтожный характер его действий".

Его подлинно независимое сознание, его свободная воля переходят в ничем не ограниченный индивидуализм. В своем противостоянии действительности он исходит из своего "я" как единственной опоры в этой схватке.

Печорин личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага.

В. Г. Белинский говорил о Печорине так: человек решительный, алчущий тревог и бурь. Таинственный человек, с сильной волею, отважный, не бледнеющий никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и заполнить бездонную пустоту своего духа. в нём два человека: первый действует, второй наблюдает. Причины ссоры с самим собой очень глубоки и в них же кроется противоречие между глубиной души и мелкостью поступков. В самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в чёрных тучах, и он прекрасен и полон поэзии. Этот человек не пылкий юноша, который гоняется за впечатлениями и отдаёт себя первому из них, пока оно не изгладится и душа не успросит нового. Нет, он вполне пережил юношеский возраст, этот период романтического взгляда на жизнь… Он в состоянии рефлексии — а это значит, что человек распадается на два человека, из которых один человек живёт, а второй судит о нём. Душа Печорина — не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля… » .

Вообще, стоит сказать, что образ Печорина долгие годы и после создания романа, привлекал внимание не только литературоведов, но и обычных читателей. Мужчины видели в нём конкурента, женщины сходили с ума. Давайте разберёмся, почему так происходило, и какими чертами обладал персонаж, чтобы таким образом воздействовать на людей?

На первый взгляд, обычный молодой человек 30-х годов XIX века, образованный, красивый и достаточно богатый человек, но, несмотря на материальный достаток, он не был счастлив. Внутри него постоянно происходила борьба с самим собой. Он не мог найти своего места в жизни. Всегда задавался вопросами о том, кто он и где должен быть. Никто не мог понять его, даже он сам себя.

Из сказанного ранее понятно, что психологизм – явление достаточно сложное, в особенности тогда, когда перед автором стоит непростая задача: раскрыть характер своего героя. А в случае с произведением реализма еще и «поместить» его в общество, дать ему черты, наделить его разумом и своими особенностями.

Проанализировав материал романа М.Ю. Лермонтова, было выделено огромное количество фрагментов, которые так или иначе указывали или даже определяли нам внутреннее состояние героев. Условно все эти фрагменты можно разделить на несколько групп:

  • пейзажи, выполняющие психологическую функцию;
  • портреты;
  • речевые и поведенческие характеристики;
  • эпистолярные жанры;
  • дневниковые записи;
  • стихотворения/песни, исполняемые персонажем в моменты эмоционального подъема.

Особенности каждого из них представлены в таблице:

Тип

Суть

Пример

пейзажи

такие зарисовки помещаются автором перед знаковыми событиями для сюжета романа

«...какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам…» («Бэла»);

«...передо мною тянулось ночною бурею взволнованное море…» («Тамань»);

«Сегодня я встал поздно…» («Княжна Мэри»);

«Я не помню утра более голубого и свежего!» («Княжна Мэри»)

 

портреты

портретные характеристики позволяют понять и увидеть отдельные черты характера и личности описываемого персонажа (важным элементом портрета является деталь)

«Его звали… Григорьем Александровичем Печориным…» («Бела»);

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет…» («Максим Максимыч»);

«В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы…»

(«Княжна Мери»)

речевые и поведенческие характеристики

речь, как и отдельные поступки героев, позволяют установить стереотипные стратегии общения и взаимодействия с обществом, которыми пользуется тот или иной персонаж

«А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!» («Бела»);

«Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь; а не видать тебе ее, как своего затылка…» («Бела»);

«Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением…» («Княжна Мери»)

эпистолярные жанры/дневниковые записи

письма, дневники – источники неприкрытого и истинного порыва; из них мы узнаем реальное внутреннее состояние героя

«Вернер человек замечательный по многим причинам…» («Княжна Мери»);

«В продолжении двух дней мои дела ужасно подвинулись…» («Княжна Мери»);

«Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки…» («Княжна Мери»)

стихотворения/песни

лирика – один из способов самовыражения, «выплеска» внутреннего эмоционального состояния

«Как по вольной волюшке-

По зелену морю…» («Тамань»);

«Много красавиц в аулах у нас,

звезды сияют во мраке их глаз...» («Бела»)

Из приведенной таблицы следует, что автор при создании образов в своем романе руководствовался принципом детализации и близости к реальности. Для этого он использует приемы, продиктованные самой жизнью: природа, речь, поступки и т.д.

Каким образом можно использовать данный материал в работе педагогу?

Предлагаем вам план-конспект урока, на основании которого можно составить технологическую карту по ФГОС согласно предпочтениям самого учителя/преподавателя ниже.

alt

alt

alt

alt


Данная статья имела своей целью формулирование основных принципов и приемов создания психологизма в романе «Герой нашего времени».

Стоит отметить, что цель была достигнута, так как такое явление как психологизм рассмотрено со всех аспектов.

В теоретической главе были сформулированы основные положения реализма. Психологизм был рассмотрен как средство раскрытия характеров главных и второстепенных героев.

Кроме того, роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова в литературной критике был определен как первый социально-психологический русский роман, так как впервые композиция художественного произведения была построена на основании глубины раскрытия характера, а не на хронологии.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР