Классный час «Азбука нравственности». |
Содержание - Русский язык и литература | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колесникова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», Кемеровская область, Чебулинский район, д. Михайловка. Дата публикации: 01.12.2014 Классный час «Азбука нравственности» Цель: -воспитание нравственности, побуждение обучающихся к самостоятельной работе в вопросах морали; -способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; -развивать умения выступления перед аудиторией, творческие способности. Форма проведения-диспут Ход мероприятия Духовная сила человека относится к физической как три к одному. Наполеон (Эпиграф записан на доске) Учитель.Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует. Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии. Итак, представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор. Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному”. УчительКак вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы можно фиксировать на доске). Учитель Психологи, изучающие становление морального сознания человека, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию. 1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться). 2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться). 3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться). 4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой). (Уровни желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя. Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности. На слайде) Упражнение “Уровень нравственной саморегуляции”. Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень у вас преобладает? Какой уровень преобладает в целом по классу? УчительСуществуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов. Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение) Учитель Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире. (Учитель каждому раздает бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.) Индивидуальное упражнение “Юности честное зерцало”. Учитель.Перед вами список из 16 нравственных качеств. Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.
Оценка результатов. Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности? (Обсуждение) Задание. Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий. (Обсуждение) Учитель.Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения. “Наказание или преступление?” Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь? (Обсуждение) “Уличная мораль” В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали. Что вы сделаете дальше? (Обсуждение) “Находка” Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи … А) Попытаетесь найти того, кто его потерял. Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали. В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей. Г) В растерянности не знаете, что с ним делать. (Обсуждение) Подведение итогов.Учитель. И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность: Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д. Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам. Познание добра - вот нравственность моя. Уметь его творить, желать творить и делать. Живи и радуйся, не причиняя зла, Ты - человек, и докажи все это делом. - Способность мыслить - вот достоинство твое. Мысли - существенны, а не пространство, время. Достойно мыслить постарайся, чтоб житье Не превратилось бы в безнравственное бремя.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».